Групповая терапия

Наверное нужно поговорить  —  О пользе и выгоде групповой терапии.

Многие клиенты приходят к терапевту очень обеспокоенные мыслями о том, что никто больше не мучается так, как они, что только они одни испытывают страхи, страдают от проблем и неприемлемых мыслей, порывов и фантазий. В этом, конечно, есть доля правды, поскольку многие  имеют свои собственные «наборы» воздействующих на них стрессовых факторов и того, что скрыто у них в подсознании. Их чувство собственной уникальности тесно связано с социальной изоляцией, с трудностями, испытываемыми в межличностном общении, с недостижимостью искренности и раскрепощенности в интимных отношениях.

В групповой терапии, особенно на ранних ее стадиях, разубеждение клиента в уникальности его проблем является мощным фактором, способным улучшить его состояние. После того как человек выслушивает других членов группы и обнаруживает, что он не одинок в своих страданиях, он открывается для окружающего мира, и начинается процесс, который можно назвать «Добро пожаловать к людям»  или «Мы все в одной лодке», или если выразиться более клинически — «Страдание любит компанию».

 Ни один поступок, ни одна мысль не могут быть совсем недоступны опыту других людей. Я слышал, как члены группы признавались в таких действиях, как инцест, воровство, растрата, убийство, попытка к самоубийству и даже в более ужасных вещах. Но я видел, что остальные члены группы не зарекались от этого. —  Ирвин Ялом

В группе люди могут испытывать непривычную свободу выражения мысли, что может не происходить с ними наедине с самим собой. У многих из тех, кто обычно заторможен, в присутствии других поведение меняется, когда они находятся в комнате с людьми, которых считают равными или ниже себя. Когда человек говорит что-либо многим, а не одному человеку, эхо собственных слов в сознании становится громче.

Известно, что многим людям свойственно стремление требовать к себе повышенного внимания, чтобы пережить еще и еще раз чувство беспомощности, которое они испытывали в раннем детстве, предпочитая это соперничеству с «братьями» и «сестрами». Такие проблемы могут быть решены только в группе.

Итак, пять преимуществ — пять способов, при помощи которых групповая терапия может принести людям пользу более эффективно, чем индивидуальная.

Группа выявляет саморазрушающее поведение. В группе выявляются формы поведения, которые могут остаться за пределами внимания в процессе индивидуальной терапии. Особенно желательно выявить те виды саморазрушающего поведения, которые присущи клиенту в реальной жизни.

Группа позволяет своим членам понять, как другие воспринимают их. В групповой терапии клиент имеет преимущество, заключающееся в том, что люди реагируют на его поведение раскрепощенно, без оговорок, часто так, как не может это сделать его личный аналитик, по крайней мере, до того, как терапия начнет давать положительные результаты.

Группа приносит человеку пользу, позволяя ему узнать не просто о какой-либо реакции на его поведение, а о самых разнообразных реакциях — включая спонтанные реакции людей, которые не всегда понимают его с ясностью и всепрощением любящего родителя или терапевта. Даже раздраженные выпады против него, в том числе, неадекватно бурные, если они типичны для главных людей в реальной жизни клиента, являются полезными, тем более, что групповой процесс находится под внимательным оком гештальт — терапевта.

Групповая терапия дает возможность для самоопределения. Человек получает шанс обнаружить, как он выглядит, как он ведет себя, и выявить, что он чувствует на самом деле, когда имеет дело с людьми. Это можно назвать преимуществом обучения.

Группа дает шанс попытаться вести себя по-другому — получить новый опыт контактирования. . В конечном итоге, групповая терапия создает «жизненные ситуации», в которых клиент может попытаться по-иному построить свое поведение; группа может предложить верный путь возвращения к своей индивидуальности.

Участник может воспользоваться группой, рассказав ей о своих взаимоотношениях с внешним миром, что часто трудно и невозможно в процессе индивидуальной терапии. Переход из комнаты групповых встреч в мир — гораздо более короткий путь, чем переход из кабинета индивидуального терапевта в мир.

Основные функции ведущего:

В формировании и поддержании групповых границ (путем отбора и подготовки членов группы, оборудования помещения и т. д.). В создании такой групповой культуры, для которой характерна высокая степень взаимной толерантности и принятия участниками группы друг друга;  В том, чтобы способствовать пониманию членами группы происходящих в ней событий и процессов;  В напоминании членам группы о достигнутых изменениях;  В стимулировании их к принятию на себя ответственности за свои поступки;

 В предвидении (и, по возможности, предупреждении) нежелательных проявлений, таких как виктимизация, бессознательное отреагирование, преждевременные терминации отдельных участников, некорректная обратная связь и других;  В вовлечении пассивных и молчаливых участников в творческую деятельность и общение;   В усилении групповой сплоченности путем подчеркивания имеющегося между членами группы сходства;  В укреплении в участниках группы надежны на положительные изменения.

В самой группе заложены уникальные психотерапевтические возможности, которые отсутствуют или занимают очень незначительное место в индивидуальной психотерапии. Это прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приобрести более эффективные социальные навыки. Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение «здесь и теперь».

Итак — В группе можно получить различные реакции других ее участников на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при испробовании новых способов поведения.

Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности индивида, чем контакт психотерапевта — клиента. В группе без усилий «воссоздается» повседневная жизнь каждого участника — здесь они бывают такими, какими обычно бывают в отношениях с другими людьми. Это позволяет более «пространственно» увидеть их жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений.

Взаимосвязь межличностных процессов в группе и межличностных отношений вне группы увеличивает вероятность того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившееся понимание себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни.

Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами «создания» и решения проблем, учиться на опыте других участников.

В тексте использованы материалы сайта (http://psy-fund.kz)