Фигура и фон

Гештальтпсихология

Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Основные теоретические положения

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов.

Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

«Целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей».

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, является мелодия, которая узнаётся даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаём её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.
— Карл Дункер.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальтизма

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Принцип близости
  • Принцип схожести
  • Принцип замкнутости

Гештальткачества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершёнными структурами, с чётко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. Одним из фундаментальных свойств гештальта является стремление к завершённости, проявляющееся, в частности, эффектом Зейгарник.

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы — фона. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта могут иметь различные ранги. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остаётся, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, но может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершённость гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчётливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константы восприятия
Константность размера
Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врождённым. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвёз пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы
Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости
Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Фигура и фон
Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенёс идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Круги

 

часы

 

рыбы

старик

принцесса

старуха

Отношение фигуры и фона

В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любыми яствами, будет только фоном, а стакан воды — фигурой. Когда жажда удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.

Отношение между ними — одно из центральных понятий гештальт-психологии. Перлз применял это положение к описанию функционирования личности.

В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигуры и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) могут выступать желание, чувство, мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами, мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостаз.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может уступить место другому. Такая потребность без реагирования становится причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. К примеру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут, а проявятся в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу. Не закончив одно дело, невротик принимается за другое, в результате оказываясь перед конгломератом незавершенных гештальтов, не будучи в состоянии определить, какое незавершенное дело важнее, какая потребность доминирующая, и тогда все действия оказываются неэффективными.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и, в конечном итоге, нейтрализовать (завершить) ее.

Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Этот принцип получил название «здесь и сейчас».

Человек, у которого много незавершенных гештальтов, незаконченных дел и ситуаций, не способен активно жить в настоящем, ему не хватает энергии и осознания, поскольку его внимание, мысли частично отвлечены незавершенными гештальтами. Важно сосредоточиться на осознании того, что переживается здесь и сейчас. Тревожность Перлз определял как напряжение между «сейчас» и «тогда». Неспособность принять ее заставляет невротика планировать, репетировать свое будущее. Это отвлекает от настоящего, постоянные репетиции создают неоконченные ситуации, вызывают тревогу: «А вдруг станет хуже?» Мысли о прошлом и будущем не дают человеку успешно функционировать и быть счастливым «здесь и сейчас».

Для удовлетворения своих потребностей человек должен быть в контакте с законами своего внутреннего и внешнего мира.

Неврозы, как считал Перлз, возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне при исключении событий, происходящих во внутренней и внешней областях. Эту среднюю зону он называл зоной фантазий. Она содержит незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку их деструктивная природа проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в нем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать (умничать) там, где нужно просто осознавать момент.

Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего, от способности жить в полную меру «здесь и сейчас».

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании текущего.

Осознавать означает фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: себя (внутренняя зона), мира (внешняя зона) и того, что лежит между тобой и миром (третья зона).

Он выделяет два критерия психологического здоровья и зрелости: опора на себя и переход на саморегуляцию, тогда как незрелый человек пытается манипулировать другими людьми и менять ситуации.

Для индивидов, достигших такой зрелости, характерны свободное изменение и отчетливое формирование фигуры и фона, выражение своих потребностей в формировании (контакт со средой) и завершение гештальта (уход из среды). Они знают о своих способностях и возможностях выбирать средства для удовлетворения потребностей, когда те возникают. Они осознают границы между собой и другими и внимательны к различению своих фантазий, касающихся других и среды, и того, что воспринимается в непосредственном контакте. Пути психологического роста Перлз видит в завершении ситуаций или гештальтов.

Фигура и фон в гештальттерапии

Понятия фигуры и фона в гештальттерапии играют очень важную, системообразующую и смыслообразующую роль. О фигуре и фоне как восприятии и его особенностях важно понять каждому человеку, который может однажды столкнуться со своей собственной потребностью (шутка:) на самом деле на протяжении одного дня мы тысячи раз формируем фигуры из как-то – более или менее точно – воспринятого фона).

Итак, что же относится к фигуре, а что – к фону?

Пока речь идет об абстрактных понятиях – то, допустим, лист бумаги или светящийся экран становятся фоном, а изображенный на них круг, треугольник – вестимо, фигурой.

Задачка для ума:

Теперь случай чуть сложнее. Человек идет по осенней улице, поскальзывается на кленовом листе, спотыкается, падает в лужу, но еще не поднялся. Что в этой картинке является фигурой, а что – фоном?

На самом деле зависят фигура и фон от восприятия – и только от него. Человек в данный момент может:

1) искать, что послужило причиной падения – и найти кленовый лист. Причина, то есть лист, становится фигурой, улица, осень, лужа, испачканный костюм, свинцовое серое небо, окружающие люди – фоном.

2) обратить внимание на низкую температуру воды в луже (телесное ощущение “холодно!”). В этом случае фигура – ощущение собственного тела, холода, желание как можно быстрее исправить (“убрать”) это неприятное и опасное для здоровья состояние. Фон – все остальное.

3) разозлиться на лужу и ее неуместное местонахождение. Если бы ее здесь не было – то и проблемы, возможно, – тоже. В результате лужа – фигура, испачканная одежда, лист, улица – фон.

4) искать помощи у окружающих – кто бы помог подняться. Тогда ближайший человек становится “фигурой”, а все остальное – фоном.

Заметили, что объединяет все варианты?

Это – потребность.

Фактически, не сама лужа, лист, новый костюм или ближайший человек становятся фигурой или фоном, а человек (субъект) выбирает, что из этого ему сейчас нужнее всего.

Например, это могут быть такие фигуры, как:

— желание получить помощь,
— необходимость вернуть телу теплое и сухое состояние,
— поиск места, где можно ликвидировать последствия падения,
— собственная ответственность (в виде воспоминания о делах, которые ждут дальше, и из-за которых нет возможности сейчас полностью исчерпать проблему),
— потребность быть хорошим (красивым, принятым окружающими, отвергнутым),
и любые другие.

Фигура и фон в гештальт терапии и в гештальтпсихологии связаны с двумя другими понятиями:

1. Понятием поля (психического поля, организованного наилучшим образом, насколько вообще позволяют условия в данный момент).

2. Понятием процесса формирования и разрушения гештальтов.

Одновременно если фигура – это некая потребность, то фон – это совокупность характеристик поля, не попавших в “фигуру” (не выявленных человеком как актуальная потребность). А это, кроме большой части физической реальности (“улица, фонарь, аптека”), еще и огромная часть внутриорганизменной, физиологической реальности (мы не осознаем большую часть времени, как дышим, как сидим, как бьется наше сердце, как урчит в желудке, какие мышцы напряжены, а какие – расслаблены), и еще:

— Актуальные состояния и характеристики себя и среды, НЕ нужные (временно вытесненные как неактуальные),

— Неоконченные дела (см. исследования Блюмы Вольфовны Зейгарник, “эффект Зейгарник”),

— Прошлый опыт, навыки, автоматизмы.

Главный закон фигуры и фона

Все, что не осознается субъектом (самим человеком) – уходит в фон. Все, что ему необходимо – становится фигурой.

Фигура, фон и радость жизни

У каждого из нас в жизни есть периоды наполненности, насыщенности событиями, яркими переживаниями, острыми моментами, во время которых можно «дышать полной грудью», четко ощущать себя, время, пространство.

Я с грустью наблюдаю одну тенденцию: чем старше становятся люди, тем меньше таких периодов… Один мой хороший друг удивил меня фразой о том, что надо как можно ярче жить сейчас, потому что после сорока, скорее всего, все будет не интересно. И ведь такая мысль не редкость. Мы слишком часто видим это по сторонам. Дом-работа-дом-работа. Как, когда люди теряют краски своей жизни и перебираются в серые будни?

Мне не верится, что все дело в изменении химического состава крови или снижения активности познавательных процессов. Потому что есть исключения, разных возрастов, кого-то мы знаем лично, про кого-то только слышали. Мне посчастливилось в жизни повстречать женщину, которая на восьмом десятке была активисткой движения «моржей», собирала дома клуб вязальщиц, пела в хоре и любила театр. А еще она улыбалась. Очень часто и очень искренне. А куда уходит улыбка других людей? Откуда берется столько «застывших» взрослых лиц, если у детей таких не бывает?

Я, кажется, нашла ответ. Вот здесь:

«Смена фигуры и фона – это основа изменений в жизни. (…) Ясность и полнота жизни зависят от размеров фона, который способен порождать фигуру. Только в полноценной фигуре могут существовать вместе свобода и витальность (…) Ясность и полнота жизни зависят от размеров фона, который способен порождать фигуру. (…) Когда человек плавает, путешествует, работает за станком, сажает цветы, ездит на мотоцикле, делает вино, пишет картину, прыгает с парашютом, он расширяет фон для развития новых фигур. Другими словами, когда фон переживаний становится более разнообразным, человек гармоничнее «вписывается» в самые разнообразные жизненные ситуации. Разнообразие личного опыта обеспечивает приемлемый фон для всего, что может с ним произойти». (Ирвин Польстер, Мириам Польстер «Интегрированная гештальт-терапия»)

Так в чем секрет? В идеале нормальное функционирование внутри человека выглядит так:
1. есть фон, который включает в себя весь актуальный опыт человека
2. появляется потребность (импульс)
3. потребность выделяется из фона и становится фигурой, наделенной энергией для удовлетворения этой потребности.
Человек хочет пить – фигурой становится стакан с водой, хочет сесть – стул. Когда желание удовлетворяется, освобождается энергия для переживания удовольствия, если не удовлетворяется – возрастает энергия для поиска подходящего варианта с целью дальнейшего удовлетворения. И главное здесь – осознанность своего желания, четкость фигуры. Чем более четкая фигура (фокус), тем больше энергии.

Но так происходит не всегда. Не все потребности становятся фигурами. Некоторые так и продолжают витать по фону мутными туманными сгустками. Причины могут быть разными, но чем насыщеннее фон, чем больше включает в себя элементов, тем проще желанию найти свою форму. А значит и получить шанс на реализацию.

Как расширять фон? Необходимо расширять свой опыт. Вариантов множество – от путешествия в ЮАР до простого похода в кино с друзьями и чашки чая с соседкой.

Даже не так – вариантов бесконечное множество. Энергия, краски жизни в увлеченности, в интересе, в открытом взгляде, готовности к новому…

В этом процессе вообще много общего со зрением. Когда у меня начиналась близорукость, окулист посоветовал мне такое упражнение: нарисовать точку на окне и смотреть то нее, то в даль – постоянно менять фокус – фигура-фон и обратно. Он объяснял мне, что глазные мышцы привыкают быть в одном положении (перед экраном монитора, за книгой) и теряют тонус, очертания предметов размываются, мир покрывается дымкой. Острота зрения зависит от способности глаза фокусироваться на разных объектах, разной удаленности и размера.

Так и с красками жизни, переставая «смотреть» в одном узком направлении «дом-работа-дом-работа», и как можно чаще смотря в самые разные стороны, тонус «внутреннего зрения» будет восстанавливаться, и давать все больше возможностей для дыхания полной грудью.